История школы
История школы. Седьмое чудо сафоновского света.
Здание школы в 1967 году стояло не в окружении домов, а на пустыре. Не было ни асфальтовых, ни обычных дорожек. Путь к школе протаптывали ученики и учителя. Позднее это помогло сделать естественный, правильный план дорожек, которыми и сейчас пользуются жители микрорайона.
Главной проблемой школы на первом этапе ее истории в течение 1967–1982 гг. стало развитие в режиме обострения, непредсказуемости завтрашнего дня. В 1967 году все школы города были рассчитаны примерно на 4400 учеников. Школа № 7 стала самой крупной (рассчитана по плану на 964 ученика). Расчетные цифры на пике нагрузки ей приходилось перекрывать почти в два раза. Даже трудно вообразить, как в таких условиях на высоком уровне была организована работа школы. Это, несомненно, подвиг администрации школы во главе с К.Р. Трошенковым, всех учителей и сотрудников школы.
В школе сложился коллектив ярких, интересных, бесконечно преданных делу учителей. Наверное, 7-я в 1970-х гг. установила рекорд города на все времена по количеству семейных пар: Бесовы Алла Кузьминична и Александр Васильевич, Погаловы Мария Егоровна и Никита Васильевич, Трошенковы Константин Романович и Нина Евдокимовна, Милеевы Валентина Викторовна и Александр Константинович, Кирилловы Василий Матвеевич и Людмила Васильевна, Слепцовы Мария Федоровна и Иван Васильевич. Здоровая атмосфера в коллективе невозможна без флюидов дружбы и любви между сотрудниками.
1 сентября 1982 года торжественно открылась школа № 8. Это позволило спокойно продолжить работу и школе № 7, ставшей культурным центром 2-го микрорайона, и школе № 8, играющей такую же роль для 1-го микрорайона. Часть учителей школы № 7 решительно отрезала пуповину и перешла в новую школу № 8, покинув, по очень важным для нас словам Марии Федоровны Слепцовой, свою «педагогическую купель». Интересно, что сейчас школу № 7 возглавляет выпускница школы № 8 Елена Анатольевна Ковтун, а школу № 8 возглавляет выпускница школы № 7 Елена Васильевна Русакова. Это прекрасный символ взаимодействия судьбы двух школ. История любит одним фактом выражать глубокие смыслы!
Новой точкой отсчета в январе 1986 года стало назначением директором школы Константина Мануиловича Петроченкова.
Школа – сложный, тонкий мир. Смена директора, смена поколений учителей и учеников – факторы, создающие уникальность каждой конкретной ситуации. Но именно директор школы задает атмосферу в коллективе. За короткий срок К.М. Петроченков и его команда в 1990-х гг. Н.Н. Белик (завуч по УВР), Т.И. Шайтаниди (завуч по начальной школе), Т.А. Литвинова (завуч по воспитательной работе) привнесли в жизнь школы атмосферу взаимного уважения, сотрудничества в общей работе, интеллигентности. Успешно в администрации школы в этот и последующий период работали Т.М. Журавлева, О.С. Исаева, Г.Л. Капырина, Т.В. Никитина, Е.А. Ковтун.
Стиль руководства К.М. Петроченкова – редкое явление в нашей управленческой традиции. Чаще у нас руководитель опирается на зримую демонстрацию своих морально-волевых качеств. Константин Мануилович, помимо правильной организации дела, умел опираться на уровень культуры каждого работника, на нравственные отношения, основанные на доверии к учителю.
Личная порядочность, интеллигентность директора делали школу местом, где и учителя, и ученики чувствовали себя свободными людьми, собравшимися для свободного труда. Это особенно важно для такой организации, как школа, где жесткая зависимость работника от начальника, боязнь высказать свое мнение, проявить инициативу, чинопочитание, угодничество приводят к немедленной деградации.
На протяжении многих лет школа № 7 показывала высокие результаты: подготовка медалистов, успехи на школьных олимпиадах, лучшие результаты в городе по итогам экзаменов ЕГЭ (прежде всего, по математике), успешные поступления в вузы на бюджетные места. Были и проблемы. Не у всех наших выпускников и учителей все хорошо складывалось в жизни. Но коллектив школы работал честно, как мог.
2011 год начинался для школы с огромными переживаниями. Произошла резкая смена администрации. Но председателем комитета по образованию З.Н. Жук с учетом мнения К.М. Петроченкова было принято разумное решение, позволяющее сохранить стиль работы и атмосферу принятые в коллективе. С 1 сентября 2011 года новым директором школы была назначена Е.А. Ковтун. Очень важно, что Елена Анатольевна и администрация школы (С.Н. Шашкова, Е.В. Иваникова, А.Ю. Сиденко) – не просто новая команда руководства школы, но и люди, которые осваивали опыт управленческой культуры, атмосферу общения в своей родной школе. Это помогает сохранять традиции: взаимное уважение и доверие между администрацией и сотрудниками, праздники «За честь школы», «День знаний», «День учителя», «Прощание с Азбукой», «Последний звонок», «День встречи с выпускниками», «День защиты детей», «День защитника Отечества» и «Международный женский день» с проведением совместных концертов учителей и учащихся, выставки творческих работ детей и другие.
Последние десять лет численность учеников в школе меняется примерно от 520 до 630 человек. Это делает учебное заведение более уютным и комфортным местом для работы. Историю школы № 7 за эти годы, которые составляют отдельный раздел данной книги, подробнее можно представить из публикаций школьной газеты «Семерочка».
У нас есть свои проблемы в работе. Не всегда и все происходит так, как хотелось бы. Нельзя идеализировать свой мир и жить миражами. Но в школе сложился коллектив, который достаточно успешно работает. Среди учителей немало выпускников школы: Н.А. Иванова, Е.В. Иваникова, Е.А. Киселева, Е.Н. Сизова, Е.С. Архипова, Е.Н. Савченко, О.Л. Сергеева. Этот факт – пример того, что в школе № 7 ее традиции буквально передаются от сердца к сердцу!
В 2017г., к 50-летнему юбилею, была подготовлена книга о нашей школе:
7-я школа города Сафонове: 50 лет на пути просвещения
Автор-составитель: Владимир Михайлович Пучков
Редактор: Юрий Николаевич Шорин
Полувековой юбилей - повод для осмысления пройденного пути. Это верно как для самосознания отдельного человека, так и для коллективной памяти целого учреждения, объединяющего большой коллектив людей. Книга, которую вы держите в руках, посвящена истории одной из школ города Сафоново Смоленской области. Она во многом похожа на сотни и тысячи таких же российских школ и в то же время уникальна, неповторима, как уникален и неповторим каждый из нас. О пройденном пути школьного коллектива расскажет краткий исторический очерк, а затем педагоги-ветераны, выпускники, нынешние воспитанники школы № 7.
У книги легкое дыхание, и прочитать ее можно запоем. Наверное, правильно читать именно так. Хочется верить, что Седьмая школа - это не просто порядковый номер образовательного учреждения, а счастливое число для всех, кто соприкасался с ней своей судьбой. Также хочется надеяться, что данным изданием дается старт для публикации книг по истории учебных заведений г. Сафоново, имеющих не менее интересную и поучительную историю.
Вернемся в школу, дорогие читатели! Своей доброй и благодарной памятью вспомним годы учения, взросления и тех, кто нам помогал на этом веселом, временами тяжелом, но таком счастливом пути.
Язык многих современных журналистов – филологический садизм, удушливый канцелярит, муляж реальности. Язык «Семерочки» чаще всего живой, ироничный. Мы всегда старались, чтобы газету было интересно читать в эпоху, когда электронная среда превратилась в семь пятниц на неделе, когда визуальная информация вытесняет текстовую. Чтение должно приносить не только интеллектуальное, но и эстетическое удовольствие. Мы стремились к разнообразию тематики. Мы хотели, чтобы газета формировала культурную и добрую атмосферу школьной жизни.
Главный фактор в работе редакции – это «человеческий фактор», авторы со своим взглядом и стилем. Стаж школьной газеты и ее репутация – это ее сотрудники. Я очень рад, что общался не просто с интересными людьми, но что это общение всегда носило дружеский характер.
В постсоветское время сложился и продолжает существовать миф о новых поколениях, которые лишены идеалов, желания честно работать, быть патриотами. Грошовый ужас перед реальностью – самые худшие инвестиции в будущее! Мы не безнадежны. Дети современной России никакие не потеряшки во времени. Тот, кто так считает, наверное, сам потерялся в новом мире или делает эмоциональные и крайние выводы из отдельных сенсационно-скандальных историй.
Новые поколения, конечно, разные люди. Но среди них много романтиков! Не тех, которые ехали когда-то за туманом и за запахом тайги в СССР. Современный романтизм проявляется в стремлении найти гармоничное сочетание материальных и духовных ценностей, карьеры и интересной работы, интеллекта и совести. Приоритет этики, дружбы, любви для них камертон отношения к жизни. Прочитав статьи школьной газеты, вы откроете интересный, оптимистичный, честный и добрый мир новых романтиков.
Журналист работает со словом, с информацией, с людьми. Все это требует разнообразных качеств и способностей. Наверное, самые важные – искренний интерес к другому человеку, умение анализировать, искать точные, живые слова. «Семерочку» всегда делали добрые и умные люди. Надеюсь, что и газета была такой же. А я стал счастливее, открыв для себя своих коллег и друзей по изданию «Семерочки» – Антона Беккужева, Лизу Полещук, Настю Кучерову, Олю Логунову, Настю Костенич, Ксюшу Гулеву, Леру Муравьеву, Женю Ульянова, Яну Михайлову, Маркелла Бычкова, Сашу Большунову, Витю Филинова и всех-всех-всех сотрудников и авторов! Извините, что не всех назвал. Je vous aime!
С ноября 2023 года «Семерочка» стала электронным изданием и выходит в Телеграме. Это не просто смена формата, это фактически новое издание, которое делают новые поколения учеников Седьмой. Но у него, как и раньше остаются прежние задачи – объединять добрыми чувствами учеников, учителей, родителей и выпускников Седьмой.
Подписывайтесь и общайтесь с нами: t.me/sevenmbowsosh
Проще сделать запрос «Семерочка» в Телеграме и легко найти нас.